Что такое

Kaizen (Кайдзен)

kaizen

Cлово состоит из двух иероглифов «кай» - изменения и «дзен» - к лучшему

Кайдзен — это философия и практика постоянного совершенствования всех явлений на всех уровнях. Если переложить это на бизнес среду, то это деятельность по непрерывному совершенствованию процессов и операций, направленных на устранение потерь в процессе производства товаров и услуг.

Важно, чтобы улучшениями занимались все сотрудники компании до единого и тогда количество начнет переходить в качество.

Данный термин приобрел популярность благодаря книге Масааки Имаи «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний»

Основатель концепции непрерывного совершенствования

Масааки Имаи

Родился Масааки Имаи в 1930 в Токио. Основатель Cambridge Corporation (1962 год) - компания специализировалась на управленческом консультировании и подборе менеджеров высшего звена. 

В 1985 году Масааки Имаи основал KAIZEN Institute Consulting Group — консалтинговую компанию помогающую внедрять концепции системы Kaizen (Кайдзен)


Книги Масааки Имаи:

  •  «Кайдзэн: ключ к успеху японских компаний» (1986) 
  •  «Гэмба Кайдзэн: Путь к снижению затрат и повышению качества» (1997)


 

Основная суть концепции KAIZEN

Кайзен - постоянное улучшение

Совместные усилия всех сотрудников компании по достижению ежедневных улучшений в производстве и сокращения потерь. 

Концепция Кайдзен подразумевает ориентацию на процесс, а не на результат. Отличный результат всегда следствие хорошо выстроенного процесса.

Успешная стратегия Кайдзен однозначно предполагает, что ответственность за поддержание стандартов возлагается на сотрудника, а совершенствование стандартов - обязанность управляющего звена. Японское понимание управления - поддерживать и повышать стандарты.

Стандарты - комплекс политик, правил, директив и процедур, установленных для всех основных операций, который позволяет всем сотрудникам успешно выполнять свою работу


Потери (Муда 2 рода) с которыми нужно бороться:

  • Перепроизводство - стараемся производить по потребности клиентов 
  •  Излишние запасы - поддерживаем оптимальный запас под конкретный период работы
  •  Ожидание - людей, деталей, продукции. Всё, что находится без дела и без движения
  •  Транспортировка - уменьшить по времени и расстоянию
  •  Лишние движения во время рабочих операций - не оптимизированная работа людей 
  • Лишняя работа из-за несовершенства инструмента
  • Излишняя обработка - попытка добавить продукту больше ценности и качества, чем нужно клиенту
  •  Дефекты, брак - вовремя выявляем и устраняем причины его возникновения
  •  Нереализованный потенциал сотрудников - рационально задействуем персонал

 

Основные термины

Кайдзен

TPS - Toyota Production System именно её, а не Kaizen следует рассматривать как альтернативу Lean

Гемба - место создания ценности


TQC - всеобщий контроль качества


Метод "5 Почему?" - 5 раз задав вопрос сотруднику "почему?", можно выяснить, "откуда растут ноги" у возникшей проблемной ситуации. И принять действенные меры

Поток вытягивания - оборудование делает детали только тогда, когда с последующего этапа приходит информация, что они там нужны

Канбан - средство коммуникации при организации производства по системе "Точно вовремя" (система оповещения о движении по этапам)

Время цикла (длительность выпуска заказа) - это длительность прохождения изделия по всему потоку от начала до конца. 

Время такта - это частота, с которой готовые изделия выходят с линии. Целевое время такта определяется рыночным спросом

Цикл PDCA - цикл ПЛАНИРУЙ - ДЕЛАЙ - ПРОВЕРЯЙ - ВОЗДЕЙСТВУЙ

Цикл SDCA - усовершенствованный цикл PDCA. Сначала устанавливаются стандарты и лишь затем приступают к циклу PDCA. СТАНДАРТИЗУЙ - ДЕЛАЙ - ПРОВЕРЯЙ - ВОЗДЕЙСТВУЙ

Цикл Деминга - потребность в постоянном взаимодействии между исследованиями, проектированием, производством и сбытом. Позволяет добиться более высокого качества, которое удовлетворит потребителей

Муда - самым главным врагом бережливого производства являются потери. Это те действия на которые расходуются ресурсы, как временные, так и материальные, но которые не добавляют ценности товару или услуге для потребителя. Муда 1 рода — это действия, не создающие ценность но без которых невозможно обойтись. Например транспортировка, оформление документов. Их необходимо сокращать. А вот Муда 2 рода — это действия не создающие ценности вообще и их можно и нужно исключать из процесса полностью

Мура — это неравномерность. При неравномерном спросе образуются очереди, увеличивается время исполнения. Требуются дополнительные материалы и запасы для выполнения пикового спроса. Работа в авральном режиме, утомляют людей и снижают их эффективность и качество работы. 

 Мури — это перегрузка людей или оборудования. Мы заставляем машины или людей работать на пределе возможностей. Перегрузка людей угрожает их безопасности и вызывает проблемы с качеством. Перегрузка оборудования ведет к авариям и дефектам.


 
CRM-форма появится здесь